Выявление, атрибуция и оцифровка живописного материала

Виртуальная выставка «Живописный облик старой Москвы» – это проект, направленный на выявление и сохранение картин, рисунков и гравюр, которые отражают особенности старой Москвы ХХ века.

В эпоху стремительной урбанизации и превращения городов в единообразные бизнес-центры, картины, отражающие ушедшую эпоху Москвы, оказались крайне востребованы в современном мире искусства. В процессе работы выяснилось, что работы подобной тематики, особенно те, что были написаны в начале и середине ХХ века, имеют достаточно большую значимость и стоимость у частных коллекционеров и в аукционных домах. Не смотря на это при создании выставки возникла проблема в поиске информации. Сведений о всемирно известных художниках, таких как В.Д. Поленов, Ю.И. Пименов, К. Юон и других, представлено огромное количество, но о менее известных художниках информацию практически невозможно найти. Из печатных изданий можно выделить только«Московский альбом – книга воспоминаний о Москве и москвичах ХIХ-ХХ веков»[1] и альбом «Нарисованная Москва» Е.И. Дергилевой[2]. Эти книги сыграли большую роль в наполнении работы материалом. Интернет-источники являются наиболее популярными сегодня, однако по такой узконаправленной теме материала, особенно научного, в сети Интернет крайне мало. В процессе работы было найдено всего три сайта, которые бы освещали данную тему. При этом на каждом сайте были размещены работы 3-5 авторов, не больше. Описание картин и биографии художников представлены не в полном объеме или не представлены вовсе. Нельзя сказать, что данные сайты подробно освещают заданную тему.

Так же выяснилось, что работы художников, или сведения о выставках, которые они проводили 30-40 лет назад, не сохранились в местах проведения выставок. Так, для получения информации мы отправили два письма – генеральному директору ГБУК «Музейное объединение «Музей Москвы» А.В. Трапковой и директору региональной общественной организации «Московский Союз художников» В.В. Бычкову, с просьбой предоставить документы и фотографии картин по определенным выставкам, проходившим в 1970-1990 гг. прошлого века. По  телефону были дополнительно уточнены фамилии конкретных художников и предполагаемые даты выставок. Через несколько дней Музей истории и реконструкции  города Москвы прислал ответное письмо, где сообщил, что все документальные материалы по проектам за 1970-90 годы, включая архитектурно-художественные проекты, находятся в фондах Главного Архивного управления города Москвы. В научном архиве музея выставочная документация отсутствует. Подобный ответ был получен и от московского Союза художников – картин, их фотографий или других материалов в архивах учреждения не сохранилось. Письмо в Главное Архивное управление города Москвы так же было отправлено, однако нас предупредили, что в связи с большой загруженностью ответ придет не скоро.

В результате вышеперечисленных коммуникаций стало понятно, что данная тема практически не освещается в современной научной и искусствоведческой среде. В связи с этим, наиболее важным источником являются личные архивы, коллекции и записи о картинах самих художников или их родственников.

Первичная атрибуция картин оказалась сложной задачей. Ярким доказательством этого является работа с коллекцией московского художника Олега Гроссе (1932 – 1991), у которого большая часть картин посвящена старой Москве. Родственники художника долгое время хранили его работы на складе в Москве. Однако в связи с переездом и финансовыми осложнениями, решили отказаться от дальнейшего хранения коллекции. Часть работ было решено подарить друзьям О. Гроссе или продать аукционерам, другую часть хотели раздать в музеи. Очевидно, что собрать при необходимости всю коллекцию в будущем было бы крайне проблематично, или даже невозможно. Понимая это, родственники художника разрешили отсканировать картины и предоставили материал о жизни художника.

Для сканирования работ было совершено два выезда в Москву. Склады, где хранились картины, находились далеко на выезде из города, что стало первой сложностью в работе с коллекцией. Второй проблемой стали тяжелые массивные рамы и упаковка, которая сохраняла картины. Картины располагались на трехуровневом стеллаже, из-за чего работать с ними было крайне сложно. При этом, не было четко известно, на какой именно полке хранятся картины, посвященные старой Москве. В результате поиска выяснилось, что картины не были отсортированы по тематике и разложены по стеллажам. Это значительно усложнило работу, так как пришлось проверять каждую картину. Следует учитывать, что работа производилась в зимнее время, в помещении с некачественной системой вентиляции, что существенно усложняло работу.

Так как условия хранения картин полностью выяснились только после приезда на склад, предугадать какой инвентарь понадобятся для работы, было невозможно. На второй день работы стало понятно, что необходим специальный набор для такого исследования: маска для защиты органов дыхания от пыли, плотные перчатки, теплая одежда, скотч, ножницы, канцелярский нож, ведро, кусок мягкой ткани, раскладной стул.

После отбора картин по теме, их нужно было быстро перевезти в копировальный центр, так как старая графика на картоне (в основном) сильно осыпалась и не могла долго храниться без рамы в холодном и сыром помещении склада.

Профессиональный копировальный центр был выбран вместо первоначальной идеи оцифровать картины с помощью фототехники. Родственник художника посчитал необходимым, что бы картины, помещенные на сайт, не имели цифровых искажений и в точности передавали детали картин, поэтому оказал финансовую помощь для оцифровки работ О. Гроссе. Таким образом, эта коллекция стала первой, которую мы поместили на сайт.

В совокупности данная работа заняла больше недели, но, несмотря на это, не все картины удалось обработать и часть из них были предоставлены родственниками художника позже, в электронном виде и в более плохом качестве, так как фотографировались на телефон.

Еще одним ярким примером является получение работ московского художника Виталия Серика, который согласился прислать работы, но не предоставил никакой информации о себе. Для получения информации о его жизни и творчестве, мы оправили электронный запрос на сайт, который предоставляет услуги по оценке и продаже картин.[4] На данном сайте находилась отдельная страница, посвященная В.В. Серику, однако она была пустая, с пометкой, что сотрудничество с художником временно прекращено. Мы отправили письмо на электронный адрес сайта с просьбой предоставить возможные сохранившиеся данные о биографии художника. В ответном письме нам указали, что данной информацией сайт не обладает. На данный момент в виртуальной выставке представлены картины Виталия Серика, однако в разделе «Биография» информация о нем отсутствует.

Большим плюсом в обеих ситуациях является уверенность, что картины принадлежат именно тем художникам, о которых заявлено, и в их отношении не возникало вопросов относительно авторского права и возможности публикации их на сайте.

Помимо работы по тщательному отбору художественных произведений, отвечающих заданной тематике, остро встал вопрос правильной интерпретации потенциальных кандидатов, отбираемых на выставку. Основная проблема заключалась в том, что часто само произведение не несет точных данных о своём содержании. На картине изображающей, например, парк, дом или дворик часто нет данных, где конкретно находится это место. Даже если картина подписана, то далеко не всегда из названия удается выяснить её географическое положение, особенно если картины называются, например, «Майское утро» или «Ранняя осень». Кроме того, художник далеко не всегда стремится передать географическую привязку к конкретному месту, так как ему важнее передать определённую атмосферу момента.

Однако главной проблемой при идентификации работ стал именно год написания картины и, непосредственно время, которое запечатлел художник. Прежде всего, это связано с тем, что большая часть картин были взяты из сети интернет, поэтому многие их них были в плохом качестве и без оборотной стороны, где обычно пишется год, название и техника выполнения. Так же картины не всегда имели верное описание или описание в целом. Это значительно осложняло выявление картин по определённой тематике и их принадлежности к определенному художнику.

Так как в теме выставки жёстко обозначена географическая составляющая её содержания – город Москва, то проводилась большая работа по выяснению мест, изображенных на картинах. На некоторых картинах изображены достаточно узнаваемые виды или архитектурные детали. Так, например, была идентифицирована работа О.И. Гроссе «Дом Луниных». В результате поиска выяснилось, что дом Луниных – это известный усадебный комплекс XIX века, построенный по проекту архитектора Доменико Жилярди в 1814—1818 гг. для дворянской семьи Луниных. Находится он в Москве на Никитском бульваре. При сопоставлении изображенного места на картине и фотографий дома Луниных, доступных в сети интернет, было установлено их чёткое соответствие. [5] [6]

С идентификацией другой картины О. Гроссе – «Церковь Успения на Чижевском подворье», возникла трудность иного рода. Имелась в наличии фотография оборотной стороны картины, где было написано название картины рукой самого художника. Со временем чернила настолько выцвели, что прочесть надпись полностью не представлялось возможным. С трудом удалось разобрать название церкви и слово «подворье». Однако церквей с похожим названием в России огромное количество, как и подворий. В результате продолжительных поисков удалось найти эту церковь по внешнему виду и определить, что это – Храм Успения Пресвятой Богородицы на Чижевском подворье. Расположен он в городе Москве по адресу: Никольская ул., д. 8/1 с. 5. Таким образом, стало понятно, что данная работа полностью соответствует тематике выставки.

Не редко одно и тоже здание, изображенное на картинах разных художников по-разному подписано. Например, литография Э.Б. Берштейна (1914-2003) подписана как «Библиотека им. В.И. Ленина»[7], а это же здание, изображенное на ксилографии А.И. Усачева (1891-1957) обозначено как «Румянцовский музей».[8] В обеих работах мы видим, отчетливо различимый, дом Пашкова, который был возведен в 1784—1786 годах по заказу капитан-поручика лейб-гвардии Семёновского полка Петра Егоровича Пашкова, предположительно, по проекту архитектора Василия Ивановича Баженова.[9] В 1861 году в здании размещались для хранения редкие книжные и картинные коллекции, а так же первая открытая библиотека Румянцевского музея. В этом статусе музей просуществовал до 1924 года. Затем, уже при советской власти, здание музея и его библиотека были переданы созданной на её основе Государственной библиотеке СССР им. В. И. Ленина.  На ксилографии А.И. Усачёва, датированной 1921 годом, дом Пашкова указан, как «Румянцовский музей», каковым он и являлся на тот момент. На литографии Э.Б. Берштейна 1956 года мы видим его в новом статусе – «Библиотека им. В.И.Ленина». Следует отметить, что сейчас учреждение, которое располагается в Пашковом доме называется Российская государственная библиотека (ФГБУ РГБ) и является прямым наследником библиотеки им. В.И. Ленина.[10]

Помимо отбора работ по местоположению, требовалось также отобрать картины, соответствующие заданной эпохе. Небольшая часть художников вернулись к теме старой Москвы уже в современное время. В связи с этим появился вопрос о возможности размещения на сайте работ, которые отражают тематику исследования, но были написаны в 2000-х гг.Так как жестких временных рамок в теме выставки не обозначено, работы должны укладываться во временной промежуток XX века или соответствовать ему визуально. Ряд художников пишут свои картины по старым фотографиям, поэтому их работы в достаточной мере отвечают требованиям выставки. К таким коллекциям относятся работы Ю.Н. Николаевой (1965 г.), В.А. Парошина (1950 г.) и В.К. Качанова (1945 г.). У каждого из этих современных художников есть работы, написанные в 2000-х гг., по памяти или фотографиям. Некоторые городские пейзажи не претерпели сколько-нибудь существенных изменений с прошлого века. Поэтому рисунки таких «забытых» уголков Москвы, даже выполненные относительно недавно, вполне отвечают предъявляемым требованиям.

Что касается общих критериев отбора картин, работы первой половины XX века, как правило, не вызывали сомнений в том, что они отвечают заданной теме. Однако работы, написанные в конце XX века, пришлось пропустить через жесткое сито отбора. Особенно это касается известных памятников архитектуры или городских пейзажей. Например, работа М.Н. Радчинского «Яузская улица», легко идентифицировалась по своей географии. Не вызывало сомнений, что это Москва. Это следовало из названия картины, но временной аспект вызывал сомнения, так как дату исполнения определить не удалось, хотя изображенные на картине автомобили абсолютно точно относятся к прошлому веку. Для полной уверенности, с помощью приложения Яндекс-карты была найдена точка, с которой рисовалась картина, в результате чего было определено, что это действительно ул. Яузская, напротив городской клинической больницы им. И.В. Давыдовского. В данном приложении есть фотоснимки этого места, сделанные в разные годы. Самая ранняя фотография датирована 2008 г. На этой фотографии растительность, в частности деревья, гораздо более старые, чем на картине Радчинского. Исходя из вида деревьев, запечатлённых на фотографии, и деревьев на картине, был сделан вывод, что временной промежуток между ними составляет не менее десяти лет. Таким образом, появилось еще одно подтверждение того, что картина написана не раньше 2000-го года.

Часть картин, представленных на выставке, была предоставлена художниками или родственниками художников. При этом не возникало сомнений в авторстве этих работ. Однако немалая часть работ для выставки была взята из открытых источников: книг, альбомов и сети интернет. Относительно последнего вида источника возникла проблема в плане тщательного подхода администрации к содержанию сайтов, а также возникли вопросы в отношении авторского права.  Так в нашу коллекцию не вошёл целый ряд работ, авторство которых не удалось установить достоверно. При подготовке к публикации на сайте все работы, полученные нами, проходили тщательный осмотр. В результате осмотра выяснилось, что некоторые картины, заявленные как работы конкретного художника, не принадлежат его кисти. Так, например, из разных источников были получены работы Ф.В. Кубарева, но при детальном осмотре картин при большом разрешении было обращено внимание на то, что некоторые из них несколько отличаются по стилю исполнения.  При более детальном их рассмотрении выяснилось, что ряд картин не подписан, а некоторые подписаны другим автором. Ф. Кубарев педантично подписывает все свои работы, поэтому неподписанные работы, как и работы, подписанные другим автором, небыли включены в экспозицию выставки. Исключение составляет его работа «Замоскворечье». Эта картина не подписана, но ресурс, с которого была взята эта картина, вызывает доверие. К тому же, это вероятно самая ранняя работа художника из тех что удалось найти, поэтому нет ничего удивительного что на раннем этапе творчества Кубарев не подписывал свои картины. Связаться с самим художником, чтобы выяснить подлинность авторства этой работы, не удалось.

С трудом удалось определить название некоторых работ, например, картины О.И. Гроссе. Не смотря на то, что ко многим картинам Гроссе был непосредственный доступ, благодаря тесному взаимодействию с его родственниками, часть работ было получено только в электронном виде, посредством электронной почты. В отправлении содержались сами работы и список названий, с указанием даты картины, названия картины, названия серии, к которой относится данная картина, а также материалов, которые использовал художник. Но работы были отдельно, а список с названиями и материалами отдельно. В связи с этим соотнести названия картин с самими картинами оказалось не просто. Часть работ можно было однозначно сопоставить с названиями. Но большую часть названий не удалось однозначно привязать к картинам. Пришлось провести большую работу по выяснению и привязке названий к картинам.

Как правило, материалы, используемые художником при написании картины, указываются им самим. Тем не менее, немалая доля картин, прошедших отбор на выставку, не сопровождалась необходимыми пояснениями. Есть картины, на которых с большой долей уверенности можно  определить используемые художником материалы, несмотря на то, что они представлены исключительно в электронном виде. Например, картины М. Радчинского, вероятнее всего, написаны маслом, но основу, на которой выполнена та или иная его работа определить сложно.[11] То же касается и таких художников, как В. Парошин, Ф. Кубарев, В. Качанов. В этих случаях материалы работ не указывались, поэтому материалы и техника вполне могут быть смешанными.

Работа над биографиями художников начала и середины прошлого века принесла свои интересные открытия. Жизненный путь некоторых из этих художников начинался ещё на заре ХХ века. Была проведена не малая работа, чтобы идентифицировать те учебные заведения, в которых прошло их становление как художников и сопоставить их с ныне существующими. Например, В.Д. Цельмер поступил в Пермские высшие художественно-промышленные мастерские (сейчас высшие художественно-промышленные мастерские Перми), затем мастерские были преобразованы в Художественный техникум, который он и окончил в 1924 г. Окончив техникум, В.Д. Цельмер, в этом же году, поступил в Московский ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). Окончил же он в 1930 г. свое обучение во ВХУТЕИНе (Высший художественно-технический институт), в который были переименованы ВХУТЕМАС в период его обучения. Стоит отметить, что как самостоятельное учебное заведение ВХУТЕИН ныне не существует. В 1930 году московский ВХУТЕИН был закрыт, а вместо него были образованы Московский архитектурный институт, Московский государственный академический художественный институт (которому позднее было присвоено имя В. И. Сурикова) и Московский полиграфический институт (ныне — Московский государственный университет печати). В одном из этих институтов, а именно в Московском архитектурном институте, учился в последствии (1932-1937 гг.), Э.Б. Берштейн, видный советский художник, график, член союза художников СССР, так же представленный на выставке.

Предоставление сведений о художниках – их биография, фотографии, сведения об их художественной деятельности, является неотъемлемой частью любой выставки. Поиск этих сведений, так же был сопряжен с целым рядом трудностей. Если информации об известных художниках прошлого столетия, таких как Э. Берштейн, А. Усачев, Ш. и Н. Бронштейн, О. Гроссе имеется в достаточном количестве, то информация о современных художниках крайне скудна или отсутствует вовсе. Даже если удается связаться с самим художником или его родственниками, зачастую получить сведения биографического характера крайне затруднительно. Например, художник В.В. Серик в ответ на просьбу о биографических сведениях выслал только свою фотографию. Никаких данных ни о дате рождения, ни о художественном образовании, ни об участии в выставках и т.п. получить не удалось. С некоторыми другими художниками вовсе не удалось связаться, так как нет никаких данных об их адресах, телефонах или электронной почты.

Таким образом, в виду недостаточной разработанности темы, актуальность данной проблемы является очевидной. Вопрос выявления новых картин, выяснения даты их написания и материалов исполнения, поиск и получение разрешения на публикацию этих материалов на сайте, остаются основными задачами для дальнейшей работы над исследованием.


[1] Московский альбом – книга воспоминаний о Москве и москвичах ХIХ-ХХ веков : альбом. – Москва : «Наше наследие» при участии ГФ «Полиграфресурсы». – 1997. – 560 с. : илл. – Изображение (неподвижное ; двумерное ; визуальное) : непосредственное.

[2] Дергилёва, А. Нарисованная Москва : альбом / Алена Дергилёва. – 2–е изд., доп. – Москва : КОНТАКТ-КУЛЬТУРА, 2019. – 296 с. : илл. – Изображение (неподвижное ; двумерное ; визуальное) : непосредственное.

[4] Галерея современного искусства ArtNow:  [Электронный ресурс]. URL: https://artnow.ru/. Дата обращения (12.05.2022)

[5] О.И. Гроссе «Дом Луниных».

[6] Усадьба Луниных. Современная фотография. 2020.

[7] Бернштейн Э.Б. Библиотека им. В.И. Ленина. 1956. Бумага, цв. литография.

[8] Усачёв А.И. Румянцовский музей. 1921. Ксилография.

[9] К истории становления Румянцевского музеума / В. Ф. Молчанов. – Текст : непосредственный // Культура: от информации к знанию. — М.: «Пашков дом», 2003. — С. 5—17.

[10] Дом Пашкова. Современная фотография. 2019.

[11] Боброва, Е. В. Академическая живопись : учеб. пособие / Т. Ф. Бугаенко, Е. В. Боброва .— Омск : Изд-во ОмГТУ, 2019 .— 128 с. : ил. — ISBN 978-5-8149-2765-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/775178 (дата обращения: 10.02.2022)

Translate »