Процесс создания виртуальной выставки

В связи с тем, что о создании виртуальных выставок в техническом аспекте представлено мало материала для широкого доступа, основные понятия и технология создания были взяты с Технических рекомендаций по созданию виртуальных музеев.

При создании сайта перед автором изначально возникает несколько исключительно технических задач, которые необходимо решить перед конструированием и наполнением сайта. Во-первых, необходимо определиться с названием домена, которое, хотя бы отчасти, отражает содержание и тематическую направленность сайта. Это необходимо для лёгкого запоминания адреса сайта потенциальными посетителями, для облегчения поиска и повторного посещения. Одной из главных проблем, возникающих при создании домена – отсутствие свободных доменных имен, отвечающих тематике будущего сайта. Во-вторых, следует определиться с проверенной и надежной платформой, регистрирующей доменные имена.

Так же, необходимо выбрать хостинг для размещения сайта, который бы отвечал таким требованиям, как быстрый доступ к сайту, надёжность хранения данных и достаточный объём файлового хранилища. Хостинг должен обладать необходимым набором инструментов для конструирования и наполнения сайта. Данный сайт сконструирован с помощью свободно распространяемой системы управления содержимым сайта “WordPress”.

Для безопасной связи между конечным пользователем и сайтом применяется специальный зашифрованный протокол HTTPS. Данные, которые передаются по протоколу HTTPS, «упаковываются» в криптографический протокол SSL или TLS, тем самым обеспечивая защиту этих данных. Для получения криптографических ключей шифрования по протоколу SSL или TLS необходимо приобрести сертификат безопасности у лицензированной компании и привязать полученные криптографические ключи к хостингу, на котором размещен сайт. Затем надо указать серверу, что данный хостинг работает по защищённому протоколу HTTPS. В противном случае будет использоваться не защищённый протокол HTTP и у посетителя сайта вместо главной страницы в браузере будет отображаться сообщение о том, что сайт использует не защищенный протокол и ему будет предложено определиться – продолжить загрузку страницы или покинуть незащищённую зону. Подавляющее большинство пользователей принимают решение в пользу отказа от посещения такого ресурса.

Не маловажно и то, каким инструментом стоит воспользоваться для создания сайта. Рынок предлагает немало различных решений, имеющих как плюсы, так и минусы. При выборе среды разработки определяются возможности данного инструмента и удобство его использования, а также технологии, которые позволяет использовать данный инструмент. Например, поддерживает ли данная среда разработки возможность использования на сайте потокового аудио или потокового видео, имеет ли в своем наборе возможность создания галерей, группировки различных объектов, работу с базами данных. Так как большинство продуктов по разработке сайтов являются коммерческими продуктами, то при выборе среды разработки важной составляющей является стоимость этой среды. Для данного сайта была выбрана некоммерческая, бесплатная среда разработки сайтов “WordPress”. “WordPress” обладает внушительным набором инструментов, дружественным к пользователю интерфейсом и постоянно развивается, благодаря мощному сообществу разработчиков и открытому коду. Так же эта среда позволяет устанавливать большое количество дополнений и плагинов, которые существенно расширяют исходные возможности конструктора.

Конструирование сайта начинается с определения четкой структуры и иерархической подчиненности отдельных его частей. Прежде всего необходимо определить основные разделы сайта, определить будут ли эти разделы взаимно пересекаться и будут ли взаимодействовать между собой. Затем следует определить общий облик – наименование сайта, наличие и расположение главного меню, а также выбрать изображение для сайта, определиться со стилем и форматированием всех его составляющих, являющихся общими для всех страниц. Эти общие настройки будут определять внешний вид всех разделов сайта и каждой отдельно взятой страницы. Далее выстраиваем иерархическую структуру сайта.

На высшей ступени иерархической лестницы находится «Главная» страница. Она является «родительской» страницей по отношению к другим. На следующей ступени находятся страницы, отраженные в главном меню. Остальные страницы подчинены по нисходящей соответствующим разделам и страницам сайта. Такая чёткая структурированность необходима, в первую очередь, для эффективного конструирования и наполнения ресурса. При отсутствии чёткой структуры трудно отслеживать перекрёстные ссылки на отдельные разделы и страницы, особенно по мере наполнения сайта материалом. Важно, также разрабатывать страницы и разделы по одному шаблону, что бы потенциальному посетителю было интуитивно понятно, где искать необходимую ему информацию и как найти ссылку на тот или иной раздел. Названия разделов главного меню, должны максимально точно отражать суть и смысл страницы, на которую они указывают.

Для наполнения сайта прежде всего необходимо было отобрать художников, работающих в данной тематике.  Одной из проблем при выборе художников становится поиск достоверной информации о них. Сведений о художниках 20-го века в сети интернет крайне мало, а поиск литературы о художниках сопряжён с ещё большими трудностями, так как информации о библиотеках и архивах, в которых есть сведения о конкретных художниках ещё меньше. Тем не менее, основным источником информации является интернет. Но в этой связи возникают некоторые специфические сложности. Например, сложно проверить достоверность представленной информации. Поэтому приходится многократно перепроверять данные с одного ресурса, путем перекрёстных проверок на других ресурсах. Иногда данные об одном и том же художнике настолько разняться, что приходится полностью пренебрегать данными ресурсами, как источниками информации. В результате биографические данные, которые мы публикуем на сайте являются компиляцией из различных источников, и полнота сведений оставляет желать лучшего.

Ещё одним источником информации является непосредственный контакт с художником или его родственниками. Казалось бы, что это наиболее полный и достоверный источник информации. Но, к сожалению, в большинстве случаев непосредственно связаться с художником либо его родственниками не представляется возможным, в силу отсутствия контактов, либо нежелания последних выходить на связь. Но даже если удалось связаться с родственниками художника, то о полноте и подробности биографических сведений речи не идёт. По сути, полная и подробная биография каждого художника является предметом отдельного большого исследования. Даже фотография художника, иной раз, вызывает некоторые сомнения, так как нет уверенности, что на фотографии запечатлён именно этот человек. Фотографии некоторых художников вообще не удалось найти.

Помимо сведений о художниках, большую проблему представлял выбор картин, отвечающих тематике сайта, так как у художников много картин различной тематики. Одной из наиболее трудных проблем стала идентификация картин и их сопоставление с конкретным художником. При поиске информации в сети интернет, нередко, одни и те же картины имели различные сведения о своем происхождении и авторах. Неожиданной проблемой стало распознавание письменных комментариев к картине, сделанных самим автором. Комментарии нередко написаны неразборчиво или же чернила, которыми они написаны, выцвели и надписи читаются с трудом. Иногда комментарии и названия работ написаны на отдельных листах, что так же усложняет их сопоставление с конкретными картинами.

Исходное качество публикуемых работ, также имеет большое значение. Технические критерии отбора картин существенно влияют на содержимое сайта.

Технические критерии отбора картин:

  • качество изображения:
    • разрешение
    • наличие геометрических искажений
    • качество экспонирования
  • способ оцифровки
    • сканирование с высоким разрешением
    • фотография с высоким разрешением с использованием штатива
    • фотография с высоким разрешением без использования штатива
    • фотография с низким разрешением

Для нашей коллекции удалось оцифровать часть работ на профессиональном оборудовании. Это позволило загрузить на сайт картины с высоким разрешением, которые можно подробно и детально рассмотреть. Однако большая часть картин была оцифрована не профессиональной техникой, что повлекло за собой крайне низкое разрешение исходных образцов. Большинство картин имели геометрические искажения, которые неизбежно возникают при фотографировании на любую технику, и для того, чтобы опубликовать их на сайте пришлось провести большую работу по коррекции геометрических искажений. Также была проделана большая работа по устранению ошибок, связанных с неправильным экспонированием, что влечет за собой не только ухудшение качества картинки в виде пересвеченных или недосвеченных участков, но и неверную цветопередачу, что для художественного произведения недопустимо. В связи с этим, много работ не вошли в коллекцию, так как ошибки при оцифровке не позволили получить изображение приемлемого качества для публикации на сайте.

Помимо вышеперечисленных технических критериев отбора картин, существуют еще дополнительные тематические критерии, которые явно не декларируются в названии сайта, но фактически охватывают временные рамки содержания работ от начала ХХ века до 90-х гг. ХХ века. Поэтому, даже если работа отвечает техническим и общим тематическим критериям, картина может не войти в коллекцию. Таким образом, выбор каждой картины для публикации на сайте, представляет собой сложную многоступенчатую процедуру анализа и отбора.

В заключении, можно сделать вывод, что виртуальное музейное пространство позволяет создать условия для свободного доступа широких слоев населения к всемирному историко-культурному наследию. Сложившаяся ситуация доказывает, что виртуальные выставки обладают большим образовательным и просветительским потенциалом, что существуют примеры успешной реализации виртуальных музеев и интернет-ресурсов, систематизирующих информацию о них. Однако наиболее успешные проекты реализуются крупными организациями и охватывают  музеи, имеющие всемирное значение.


Translate »