Борис Фёдорович Рыбченков

Рыбченков Борис Федорович (1899 – 1994 гг.) – живописец, график, заслуженный художник РСФСР (1970 г.).

Рыбченков родился 6 августа 1899 г. в Смоленске. Учился в Киевском художественном училище у Е.А. Праховой, Н. Н. Струиникова в 1914-1918 гг., в ПГСХУМ у Н. И. Апьтмана и А. Т. Матвеева 1920-1921 гг., во Вхутемасе в Москве у А.Д. Дрезина, Л. С. Поповой, А. В. Шевченко в 1912-1925 гг.

В 1918 вместе с другими художниками участвовал в праздничном оформлении Смоленска к первой годовщине Октября. Впервые экспонировал свои работы на 2-й выставке Смоленского общества художников в 1919. Во время Гражданской войны работал в «Окнах сатиры и РОСТА» Реввоенсовета Западного фронта, занимался оформлением агитпоездов. Участвовал в выставках в СССР и за границей, в том числе во всех выставках группы «Тринадцать». В 1927 создал вместе с Ч. К. Стефанским литературно-художественный рукописный альманах «Бедлам». Руководитель изостудии Пролеткульта в Смоленске в 1919 г.

В 1960 г. организовал Детскую изостудию № 1 Ленинградского района Москвы. В 1961 г. в Художественной галерее Смоленского государственного музея-заповедника прошла персональная выставка мастера. В 1970 г. был удостоен звания заслуженного художника РСФСР.

Писал преимущественно московские пейзажи. По словам В.А. Милашевского: “Москва Рыбченкова специфична. Художник не рисует Кремль, Большой театр – ему милей улочки, прилегающие к Савёловскомy вокзалу. Ему нравится в этом районе нечто такое, что нельзя полюбить и чем нельзя любоваться. Это самая без уютная часть города – обвеянные ветром улицы сжаты домами, враждебно смотрящими на случайного путника”. Определяющим было влияние А.Д. Древина. В 1930-е гг живопись Рыбченкова становится импрессионистичнее (“За Бутырской заставой. Летний вечер”, 1933), он увлекается передачей ночного освещения центральных улиц Москвы, в послевоенные же годы совершенно отходит от манеры 1920-1930-х гг., пишет парадно-декоративные виды Кремля, центральных улиц и площадей, сохраняя, однако, былую живописность. Непосредственность чувства возродилась в произведениях художника в 1980-е годы.

В 1981 потерял зрение, работы позднего периода созданы вслепую. В 2003 в галерее «Ковчег» прошла совместная выставка произведений Рыбченкова и Стефанского «Чувство времени».

Произведения Рыбченкова находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном музее А. С. Пушкина, Музее истории города Москвы, Смоленском Государственном историческом архитектурно-художественном музее-заповеднике и других.

Галерея работ

Translate »