Олег Иванович Гроссе

Олег Иванович Гроссе (21 июля 1932 года – 13 августа 1991 года) – советский живописец, художник кино, график. В качестве художника-постановщика снял множество фильмов, в том числе: «Вольница» (1955), «Карнавальная ночь» (1956), «Два Фёдора» (1958), «Таланты и поклонники» (1971).

Родился в 1932 г. в г. Киев. В середине 1930-х годов семья переехала на постоянное жительство в Москву. По окончании школы поступил во ВГИК. Окончив институт, Олег Гроссе работал в кино с выдающимися режиссерами М.М. Хуциевым («Два Федора»), Э.А. Рязановым («Карнавальная ночь»), сделал несколько театральных постановок, много и успешно работал в книге. Олег Иванович много лет преподавал во ВГИКе. Преподавал в МАРХИ (Московский художественный институт). Значимую часть его творчества составляют работы в станковой графике. Его большие архитектурные серии, выполненные в смешанной технике, всегда выразительны, точно передают характер города, отдельно взятого архитектурного объекта, детали экстерьера. Художник много путешествовал по стране и за рубежом. В его коллекции есть целые серии, посвященные городам, в которых он бывал: Амстердам, Вена, Рига, Вильнюс, Переяславль-Залесский, города Золотого кольца и, конечно, его родной город Москва.

У Олега Гроссе были персональные выставки во ВГИКе и Московском доме художника на Кузнецком Мосту в 1980-х гг. В 90-х гг. его работы неоднократно выставлялись в Доме Остроухова и Музее истории Москвы (сейчас “Музейное объединение “Музей Москвы”).

Олег Иванович много рисовал портреты современников. Для того, чтобы подчеркнуть характер портретируемого, мастер специально превратил свою квартиру в мастерскую: украсил ее красивой антикварной мебелью и переодевал моделей в старинные одежды. Работал он под классическую музыку с хорошим светом. Стены его мастерской были украшены репродукциями великих художников и его собственными работами. Всегда красивый и ухоженный, казалось, что он человек другого, ушедшего времени. Вместе с тем он чутко реагировал на те изменения, которые происходили вокруг него, в его родном городе. Так появилась серия работ «Москва уходящая». Олег Иванович предчувствовал изменения, которые случились после него. Тонкий художник, удивительно чувствующий время, навсегда сохранил в своём творчестве облик Москвы, которую он знал и любил.

Олег Иванович Гроссе оставил после себя большое наследие графических работ, станковой живописи, скульптуры и иллюстраций для книг.

“В обширном графическом наследии Гроссе (только Москве посвящено
более двухсот работ) ни Кремль, ни Красная площадь не встречаются ни
разу. Художника интересовала Москва малознакомая, скрытая от поверх-
ностного взгляда. Увидеть её потаенную красоту, воплотить в графических
листах, организованных в серии, и поделиться своим открытием с теми,
кто мог этого не заметить, с людьми 6ез опыта общения с искусством, в их
числе — стеми, от кого зависела судьба того или иного фрагмента нашего
общего достояния — архитектурного наследия, — такую задачу ставил
перед собой Олег Иванович Гроссе.

Каждый лист любой из его серий — не только прекрасно организо-
ванное произведение графического искусства, это ещё и прямое обращение
к зрителю. «Красота, которая перед вами, — увидена мной в жизни. Она
хрупка, эфемерна. Будьте внимательны. Не загубите сё ненароком»

‘Обострённым чутьём художник улавливал вибрации, которые усколь-.
зают от большинства, словно говорил, хватая зрителя за рукав: «Сюда,
‘сюда, взгляните. Это так необычно, красиво. Учитесь видеть. Всё, что
поразило меня, затронуло моё эстетическое чувство — Вам. Пользуйтесь»

Олег Гроссе подарил нам так много! Жаль, что так мало!”

Алексей Клименко

Галерея работ

Translate »